Мы постигаем осознанное слушание через практику и самонаблюдение. Очень редко бывает, чтобы человек родился с внутренней способностью к эффективному общению. Один из ключевых факторов для эффективного общения — это умение оставаться расслабленным и центрированным во время коммуникации, осознавая Бесконечную Силу нашего внутреннего видения (Бесконечного Я), которое позволяет нам без усилий воспринимать получаемую информацию во время беседы.
Ключи к этому — сосредоточенность и внимательность: это идеальное состояние для слушания, изучения и изменения. Опираясь на эту основу, мы можем управлять вниманием и силой ума. Регулярная практика медитаций Кундалини Йоги развивает такое состояние, а «якоря памяти» соматически и интуитивно поддерживают нашу способность к осознанному общению в этом внимательном, тонко воспринимающем состоянии. Тогда мы воспринимаем слова, тонкие послания и интуитивную информацию очень целостно. Мы не думаем. Мы находимся в состоянии осознанного присутствия.
В идеале мы должны быть гибкими, переключая настроения ума, энергии и чакры так, чтобы проходить каждую сложную ситуацию и каждую новую встречу успешно. Иногда нам нужно сузить фокус внимания и сконцентрироваться на деталях и определённой последовательности. В другом случае нам необходимо иметь широкое восприятие. Гибкость ума лежит в основе истинной разумности. Когда мы испытываем стресс, он сужает фокус нашего внимания. Мы концентрируемся и пытаемся схватиться за какое-то восприятие, чувство, страх или веру, которые помогут нам выжить или оказаться в безопасности. Мы должны развивать состояние внимательности, расслабленности и интуитивного восприятия.
Когда мы внимательны, мы можем услышать, что другой человек хочет до нас донести и распознать сигналы подсознания, скрытые в его словах и манере поведения. Мы можем в буквальном смысле слышать человека лучше, чем он сам себя слышит. Если вы внимательны, вы считываете критическую информацию, которая позволяет вам оставаться гибкими и эффективными. Вы можете добраться до сути проблемы. Вы чувствуете, когда за словами стоит что-то совершенно другое, нежели то, что человек озвучивает вслух. Вас невозможно загипнотизировать словами или чувствами.
В обсуждениях или диалоге это существенный навык. И если вы хотите отстоять свою точку зрения, вам нужна не только логика, но также тонкая восприимчивость к тому, что говорится и что не говорится. Если вы хотите поддерживать поток творческого диалога, вам необходимо отпустить фиксированную точку зрения и открыться всему, что вам говорят.
В разговоре с противоположным полом человек может быть либо бдительным, либо увлечённым своей реакцией. Реагируя, вы перестаёте понимать, что происходит. Это называется флирт. Если вы эмоциональны, ваше видение сужается, вы теряете чувство перспективы и контекста, и зачастую это приводит к решениям, о которых позднее приходится сожалеть. Если вы хотите, чтобы ваше сознание одержало победу, а ваша идентичность управляла действиями, вы должны оставаться внимательными, сосредоточенными, и, несмотря на отвлечения, продолжать осознанно воспринимать весь разговор.
Йоги Бхаджан всегда умел соединить порцию юмора с серьёзностью — качества, которые мы используем и во время флирта, и в состоянии бдительности. Он подчёркивал, что если мы общаемся в состоянии флирта, нас легко заманить в ловушку. Нас могут поймать во время разговора на наших реакциях и действиях, которые мы, на самом деле не хотим совершать, и которые позднее нам приходится объяснять или оправдывать. Когда же мы бдительны и осознанны, мы можем распознать и обезоружить слова других людей и выйти из ситуации победителем.