Одним из существенных препятствий для осознанного общения является ложь и самообман.
Вы должны понимать, что ложь происходит автоматически и достаточно часто. И если вы будете стараться осознанно ловить себя на этом, вы обнаружите, что где-то обманываете незначительно, а где-то очень даже существенно.
Надо всегда помнить о законе полярностей и понимать, почему мы оказываемся вовлечёнными в ложь и беспокойство. Йоги Бхаджан говорил, что лжи не существует. Люди лгут тогда, когда их ум не может вычислить, как ему противостоять ситуации. Ложь существует, чтобы избегать конфронтации. Люди ее мгновенно выдумывают, чтобы избежать противостояния. Но когда они осознают, что оказались совсем не там, где хотели, начинают оправдываться, чтобы вернуться на исходную позицию.
Когда человек не хочет врать, он разражается гневом. Вспышки гнева находятся между ложью и выдуманной реальностью. Мы лжём тогда, когда не хотим противостоять реальности снаружи или внутри нас. Мы также можем обманывать самих себя. Вот почему учитель и учение, которое может действовать также точно, как зеркало, так редко встречаются. Йоги Бхаджан превосходил всех в своей способности ловить людей на лжи. Он говорил, что мы можем не лгать ему, так как он видел, что если человек врёт, цвет его ауры меняется на красный. Некоторые люди очень нервничали, когда разговаривали с ним. И не имело значения, насколько они любили его как учителя, поскольку они не могли скрыть от него свою реальность и игры ума.
Исследования, изучающие процесс общения людей, обнаружили, что в среднем люди лгут три раза за 10-минутный разговор. И это не учитывает жесты и невербальную коммуникацию. Так происходит потому, что мы хотим выглядеть определённым образом в глазах людей и в наших собственных глазах. Необходимо постоянно практиковаться, чтобы научиться вести прямую и искреннюю коммуникацию. Садхана и медитация помогают натренировать ум.
Йоги Бхаджан говорил, что если нам нужно солгать, солгите кому угодно, но только не самому себе. Мы все сражаемся с нашими постоянно возникающими желаниями и воображением. И тенденция подчёркивать определённые аспекты и занижать значимость других не имеет никакого отношения к уровню интеллекта. Это определяется только нашими эмоциями, эго и самозащитой.